Из истории университета
Международный университет природы, общества и человека «Дубна» принадлежит к молодому поколению российских вузов, образованных в постсоветскую эпоху. Университет был открыт 27 сентября 1994 года в наукограде Дубна. Учредитель университета — Правительство Московской области. Университет организован при поддержке администрации г. Дубна, Объединенного института ядерных исследований и Российской академии естественных наук. Учитывая возрастающую роль университета в системе высшего образования Подмосковья, в 2001 году вузу был присвоен статус Губернаторского университета.
Основные вехи университетской жизни
Год 1994 — 27 сентября по решению администрации Московской области был открыт университет «Дубна». Общее количество студентов – 115 человек, все занятия проводятся в одном корпусе.
Год 1996 — открыто подготовительное отделение.
Год 1997 — в университете появляется аспирантура.
Год 1999 — открыты филиалы «Протвино» и «Угреша».
Год 2000 — появился филиал «Дмитров».
Год 2001 — в университете началась подготовка магистров. С этого года вуз носит гордый статус Губернаторского университета.
Год 2004 — открыт филиал «Котельники». Университету «Дубна» десять лет. За это время открыто 23 специальности и 11 направлений, введены в действие 4 учебных корпусов и 2 общежития, созданы совместные кафедры с ОИЯИ и МКБ «Радуга». Открыт специализированный диссертационный совет по присуждению ученой степени кандидата наук.
Год 2009 — университету 15 лет. Создан Центр кадровой поддержки с РосОЭЗ. Подписано соглашение с ГК «Роснано» об участии университета в совместном создании кластера в сфере нанотехнологий в г. Дубна. По 24 специальностям и 13 направлениям обучаются 6107 студентов (в том числе 4662 — на очной форме обучения). Действуют 31 кафедра. Численность профессорско-преподавательского состава составляет около 800 человек. Действуют 2 специализированных диссертационных совета по присуждению ученой степени доктора наук.
Из воспоминаний профессора Ю. С. Сахарова
| В начале 1994 года я по приглашению О.Л. Кузнецова участвовал во встрече с В.Э. Прохом, А.А. Рацем и К.Г. Амиртаевым, которые вынашивали планы создания университета в Дубне и приехали с этим предложением в Российскую академию естественных наук. Это была потрясающая идея. С того времени, то есть практически с момента зарождения самой идеи о создании нового вуза, и по настоящий день моя жизнь тесно связана с университетом «Дубна». Университет начинался в непростые времена. И потому это начало было трудным, противоречивым и одновременно интересным и по-своему уникальным. |
Тогда имел место тот редкий случай, когда органично соединились усилия нескольких команд: администрации Дубны, ученых из ОИЯИ и из РАЕН во главе с президентом академии О.Л. Кузнецовым, выстроивших впоследствии «скелет» университета и учебный процесс в нем, творческой интеллигенции Дубны и областной власти в лице вице-губернатора А.В. Долголаптева.
Было бы несправедливым не вспомнить еще об одном человеке, причастном к рождению университета в Дубне.
![]() |
На одно из ключевых совещаний у А.В.Долголаптева (а именно ему было поручено принимать окончательное решение) были приглашены руководители крупнейших вузов страны, чтобы обсудить идею создания нового университета в Дубне. Были среди них и В.А.Садовничий, ректор МГУ, и академик Н.В. Карлов, в то время ректор МФТИ, и представитель МИФИ. И только В.А. Садовничий идею горячо поддержал. В то сложное время крутых перемен в государстве и обществе мнение главного ректора страны было весомым и очень значимым. И получилось так, что Виктор Антонович помог рождению нового вуза.
Как раз в тот период появился Закон «Об образовании», в котором была предусмотрена возможность создания государственных университетов субъектов Федерации. Эту форму организации вуза мы и посчитали для себя наиболее приемлемой и удачной. По сути, университет должен был стать региональной моделью организации высшего профессионального образования. И время подтвердило правильность этого выбора. Ведь совершенно очевидно, что регион должен иметь свои инструменты для развития, а таким городам, как Дубна и другие наукограды, нужно иметь механизмы вовлечения свежих талантливых людей в интеллектуальную деятельность. А университет — один из лучших таких механизмов, потому что с его созданием в город стала приезжать и молодежь (сегодня в университете обучаются более 50 процентов иногородних студентов), и люди уже состоявшиеся — это преподаватели и исследователи. В городскую среду обитания постоянно вовлекаются новые талантливые люди.
…Вспоминаю свой первый приезд в Дубну в 1994 году. Точнее будет сказать, что в Дубне я до этого бывал несколько раз, в том числе и на научных конференциях, но представление о городе имел весьма смутное. И вот в 1994 году мы приехали, чтобы оценить все на месте. Конечно, начиналось многое на голом энтузиазме, и в этом смысле всех нас, кто причастен к созданию университета, можно тогда было бы назвать авантюристами — в хорошем смысле этого слова. Это был конструктивный авантюризм, нацеленный в будущее.
![]() |
В июне 1994 года мы провели собрание с нашими будущими абитуриентами и их родителями и затем набрали первых 100 студентов. А 1 октября по улицам Дубны торжественным маршем прошла колонна студентов и преподавателей нового университета в необычных долгополых одеяниях — мантиях и четырехугольных шляпах-конфедератках, обращая на себя всеобщее внимание горожан и вызывая светлые улыбки на лицах. Первый университетский праздник проходил на центральной площади Дубны — площади Мира, и это был праздник всего города: Дубна, известный во всем мире научный центр, стала университетским городом.
Первый год мы начинали действительно тяжело, но сразу было много нового и интересного. Творчество, свобода, инноватика стали отличительной чертой нашего университета с первых дней его существования. В значительной степени это было обусловлено интеллектуальным обликом самой Дубны. Ведь в город приезжали работать талантливые люди, высококлассные специалисты, увлеченные оригинальными идеями. Всеобщая творческая атмосфера способствовала тому, что университет начал быстро развиваться по восходящей. И все последующие годы своего становления и развития наш молодой университет пропитывался университетскими традициями, наполнялся университетским духом в значительной степени благодаря инициативным, творческим людям.
Мы сразу ввели в университете бакалавриат (тогда это было в новинку и очень интересно) и определили три
![]() |
опорные точки — математика, информатика, английский язык: занятий по этим предметам у наших студентов было больше, чем в других вузах.
Мы сразу завели целевую ориентацию на производство, стремились установить прямую и тесную связь теории с практикой. И сегодня многие кафедры университета имеют на предприятиях города учебные лаборатории, например, в ОИЯИ, МКБ «Радуга», НИИ «Атолл». Таким образом, учебный процесс гармонично встроен в реальную жизнь научных учреждений и крупных промышленных предприятий.
Нам удалось собрать мощный кадровый состав. Сначала это была московская команда, среди «первопроходцев» — О.Л. Кузнецов, М.С. Хозяинов, Е.Н. Черемисина, С.А. Панов др. Однако и Дубна располагает большим потенциалом ученых, которые со временем стали преподавателями нашего университета. Все преподаватели вуза занимаются научной работой, являются творцами новых знаний.
В первый год набор проводился на три специальности: экономика, САУ и экология.
А Владимир Георгиевич давно мечтал, чтобы в Дубне, помимо известного на весь мир международного Института, был и международный университет. Дальнейшее развитие шло по такой схеме: появляется лидер — развивается мощная кафедра. Так, например, Владимир Петрович Зинченко стоял у истоков создания кафедры психологии, Илья Борисович Шатуновский — кафедры лингвистики, с приходом Надежды Гегамовны Багдасарьян появился мощный гуманитарный блок и т. д.
Что дали нам всем прошедшие годы? Я благодарен судьбе, что оказался в Дубне. Всем нам крупно повезло, что все это время мы работали в творческой атмосфере, в непрерывном созидании чего-то нового. Я счастлив, что большая мечта, которая была у нас всех, — через все трудности, ценою выдающихся человеческих и научных усилий, благодаря сотрудничеству, творческим контактам и дружбе, — эта мечта воплотилась в жизнь.
Университет – наше общее достояние, которым можно гордиться
Из воспоминаний профессора Е.Н. Черемисиной
1. Как все начиналось
| Наверное, у разных людей события 15-летней давности, когда создавался наш университет, вызовут в памяти самые разнообразные, свои неповторимые ассоциации, которые невидимой нитью связывают нас с той порой. Первое упоминание об университете в Дубне возникло на нашей встрече с Олегом Леонидовичем Кузнецовым и директором ОИЯИ Владимиром Георгиевичем Кадышевским. Разговор касался разных тем, но в одной точке позиции сошлись полностью. Выяснилось, что Олег Леонидович вынашивал планы создания университета при участии РАЕН, ведь никакая общественная академия не имеет перспектив для своего развития, если она не организует серьезное высшее учебное заведение. |
А Владимир Георгиевич давно мечтал, чтобы в Дубне, помимо известного на весь мир международного Института, был и международный университет.
Второе упоминание об университете прозвучало, когда в Москву, во ВНИИГеосистем, чтобы обсудить вопрос подробнее, приехали Валерий Эдуардович Прох, Александр Алексеевич Рац и Куанышбек Ганиевич Амиртаев. Они проявили к этой проблеме чрезвычайную заинтересованность, понимая, что создание университета в Дубне — очень важный и нужный шаг, который имеет особое значение в плане омоложения города науки, пополнения кадровыми ресурсами градообразующих предприятий, перспектив их развития
![]() |
А дальше начались тяжелые будни, когда вместе с администрацией города, руководством ОИЯИ Олег Леонидович настойчиво, целеустремленно пробивал эту идею в многочисленных инстанциях. Этот напряженный период длился с весны 1993 до весны 1994 года. И благодаря взаимодействию и упорству такой творческой и креативной команды решение о создании университета в Дубне состоялось.
Стало понятно, что нам, несмотря на множество нерешенных вопросов, надо набирать студентов. Но как это сделать? Никто из нас такого опыта раньше не имел. В этом вопросе помог Юрий Серафимович Сахаров. «Нет проблем, я знаю такого человека, который все организует», — сказал он нам. А у меня есть такая привычка: когда я разговариваю, то всегда машинально записываю основные моменты беседы на бумаге, делаю такой своеобразный конспект. И когда Сахаров назвал фамилию этого человека, я ее тоже записала. А потом какое-то время мы не могли дозвониться до Юрия Серафимовича. Но я отыскала свой листочек с записями и прочитала: Киселев Василий Игоревич. Так мы вышли на Киселева, который, быстро поняв суть дела, прежде всего, строго спросил: «А у вас все необходимые документы есть?». И мы, не моргнув глазом, сказали: «Да, все есть», хотя в тот момент документы еще не были до конца оформлены. Так мы набрали сто первых студентов на три направления: системный анализ и управление, экономика и экология.
Вслед за этим на повестку дня встал вопрос о создании команды преподавателей. И я поинтересовалась, есть ли в Дубне люди, которые занимаются информатикой, увлечены этим. И мне сказали: «Да, здесь есть такой неординарный человек. Его фамилия Мазный». И уже на следующий день пришел Геннадий Леонидович. В это время в помещениях будущего учебного корпуса университета вовсю велись ремонтные работы, поэтому еще не было аудиторий, кабинетов. Мы сидели на диванчике в холле около нынешней канцелярии и обсуждали, как мы организуем учебный процесс. Г.Л. Мазный привлек к нам Татьяну Борисовну Прогулову, Геннадия Андреевича Емельяненко, Петра Павловича Сычева, Ольгу Игоревну Мельникову. Со своей стороны я уговорила поучаствовать в создании нашей кафедры, которая называлась тогда кафедрой высшей математики и информационных систем, уникальных людей: Владимира Николаевича Добрынина и заведующего кафедрой высшей математики московского геологоразведочного института, профессора, математика в третьем поколении Генриха Целистиновича Тумаркина. И вот этой командой мы начали разрабатывать программы первого курса.
Первый год становления университета был годом большой эйфории. Мы мало заморачивались на всякие
![]() |
стандартные документы, не боялись ошибаться и исправлять ошибки, экспериментировать. Мы много дискутировали, часами обсуждали планы. По вечерам всей командой ужинали в ресторане гостиницы «Дубна», купались, пока было тепло, в Волге. Это был некий праздник души, который позволил нам создать что-то нетипичное. Думаю, что именно благодаря этому состоянию авантюрности (в хорошем смысле) и новаторства и возник такой нетрадиционный университет.
Можно сказать, что мы учились вместе с нашими первыми студентами, в которых вкладывали стремление к получению знаний и навыков. И эти ребята платили нам тем же. Я до сих пор помню по именам всех ребят из нашего первого набора, хотя прошло уже 15 лет с открытия университета и 10 лет после первого выпуска
2. Зачем нам это было надо
Когда мы начали создавать университет и часто ездить в Дубну, то реакция сотрудников ВНИИ геосистем на наши постоянные поездки и многочисленные хлопоты была вполне предсказуемой. «Зачем вам все это надо? — спрашивали они нас. — Вам что здесь работы мало?». Отвечая на этот вопрос, в данном случае я говорю только за себя. Лично мне хотелось реализовать некие новые, нетрадиционные, но концептуальные вещи, которые в классических долгоживущих университетах внедрить очень трудно и даже невозможно, поскольку там работа строится на давно устоявшихся правилах и стандартах.
Я по образованию математик, окончила Томский университет по специальности «Вычислительная математика». И, попав в геологию, я увидела, что геологов не учат формулировать геологические задачи, а учат только их решать. А математиков учат писать программы и решать математические задачи. И тогда я поняла, что нужно обучать формально мыслящих людей системному подходу, чтобы они помогали геологам, экологам, медикам, социологам формулировать их задачи и потом решать с помощью математических методов. А результаты должны интерпретироваться этими специалистами. Пятнадцать лет назад мы еще не говорили об информационном обществе. А сейчас мы в нем живем. И это общество наложило свои отпечатки на современную жизнь. Так вот главная задача, которую решали мы, создавая кафедру системного анализа и управления, — это задача формирования команды системных аналитиков в прикладных сферах. Мы разработали правила формулирования задач на языке предметной области, создали учебник, по которому до сих пор учим наших студентов. Системный подход — это было первое, что мы внедрили в учебный процесс.
Второе — студенты должны понимать, зачем мы даем им математические алгоритмы, формальные методы. А если они этого не понимают – они все забывают. И тогда мы построили концепцию образного подхода. В каждой дисциплине мы даем прикладные задачи, чтобы человек увидел, куда, образно говоря, «запрягать лошадь». Тогда у него невольно отпечатывается в памяти, для чего эта дисциплина нужна. Так мы стали разрабатывать для дисциплин обучения коллекции прикладных задач. И еще одна из особенностей — начиная с первого семестра, мы ввели для студентов обязательные курсовые работы, чтобы они сами осознали, что умеют делать что-то практически.
Третья позиция. Очень важно воспитывать в людях креативность. Мы же не знаем, где наши студенты будут работать и как в дальнейшем сложится их профессиональная судьба. Поэтому мы должны дать им такое образование, чтобы они сами смогли догадаться, как адаптироваться к изменяющимся условиям, найти свою нишу, определить, чему нужно доучиться, как дальше развиться. И эту концепцию мы стали также развивать и внедрять в образовательный процесс.
Ну и две оставшиеся позиции, о которых я хотела сказать, сегодня очевидны. Это компьютерная грамотность и владение английским языком. Мы сразу начали вести семинары на компьютерах и давать нашим студентам базовые знания, позволяющие быть грамотными в области IT. И мы все шесть лет обучаем наших студентов языку; даем им английский в разных вариантах: разговорный, бизнес-английский и т.д.. Очень важно, чтобы они свободно владели иностранным языком в своей предметной области.
За последние годы многое в нашей стране изменилось, но есть то, что ценится всегда — это хорошее образование, являющееся наиболее значимым ресурсом человечества, без которого невозможен какой-либо устойчивый прогресс. Университетское образование — это та основа, которая характеризует по-настоящему образованных, ответственных людей. Наши выпускники отличаются широкой образованностью, профессиональной мобильностью, умением осваивать дополнительные знания и применять их на практике для достижения успехов в работе и построения карьеры. Это замечательные, умные и красивые люди. Это — будущая элита нашей страны.
Сегодня можно сказать: университет «Дубна» прочно вписался в городское пространство и образует с ним неразрывное единство. Развивать и модернизировать университет — это значит наращивать потенциал города в целом, его научные, образовательные, духовные и культурные ресурсы. Университет «Дубна» — это наше общее достояние, которым город может по праву гордиться. И я счастлива, что причастна к его созданию, что вложила в университет частицу своей души и своего сердца.
Наукоград Дубна
Международный университет природы, общества и человека «Дубна» находится в подмосковном наукограде Дубна, расположенном в междуречье Волги, Дубны и Сестры, в 120 км к северу от столицы. Город Дубна граничит с Кимрским и Конаковским районами Тверской области и занимает выгодное географическое положение, располагаясь на железнодорожной (Дубна—Москва), водной (Волжской) и автомобильной (Дмитровское шоссе) магистралях. Дубна — один из самых молодых и интенсивно развивающихся городов Московской области — имеет древнюю историю, своими корнями уходящую в глубь веков. Основал Дубну в XIII веке Юрий Долгорукий. В те далекие времена здесь была таможенная застава: все товары, следующие торговым путем из Москвы на Верхнюю Волгу, подвергали тщательному досмотру. |
|
Однако (согласно летописи) в 1216 году населенный пункт был сожжен новгородцами. Лишь через два столетия на землях междуречья возникли село Городище и деревня Иваньково. Место слияния Волги и Дубны, называемое Ратминской стрелкой, издавна чтили знатные особы. Длительное время в своем имении Ратмино проживал известный историк В.Н. Татищев, затем его усадьбу приобрели князья Вяземские, значительно изменившие внешний вид поместья, которое, к сожалению, до наших дней не сохранилось.
| Крупные преобразования характера местности произошли в 30–е годы XX века. Было проложено русло канала, соединяющего Москву-реку и Волгу, появилось Иваньковское водохранилище и первая волжская ГЭС — Иваньковская. С окончанием строительства гидросооружений стал расти поселок Большая Волга — ныне один из районов Дубны. Наряду с сооружением канала им. Москвы в план индустриализации СССР было включено и создание машиностроительного завода, место для которого (левобережная часть нынешней Дубны) выбирал авиаконструктор А.Н. Туполев. А в правобережье, по выбору И.В. Курчатова, в послевоенные годы стали создаваться ядерно-физические лаборатории, ставшие основой будущего всемирно известного международного научного центра — Объединенного института ядерных исследований. Официальный статус города Дубна получила в 1956 году. |
Фундаментальные исследования в области ядерной физики, а также высокотехнологичные разработки предприятий военно-промышленного комплекса составляли основу деятельности Дубны на протяжении всей ее истории. Это обстоятельство стало определяющим в создании интеллектуального облика города. В Дубну приезжали работать тысячи талантливых, инициативных и творческих людей, высококлассных специалистов, увлеченных оригинальными идеями. Именно здесь концентрировались «лучшие мозги» страны. Их позитивное честолюбие, восприимчивость к новым идеям, демократичность, открытость, стремление к самоутверждению передавались всему городскому сообществу, что сыграло главную роль в формировании высокого образовательного потенциала населения города. В Дубне жили, работали, творили выдающиеся ученые: Н.Н. Боголюбов, Д.И. Блохинцев, А.Я. Березняк, Б.М. Понтекорво, Г.Н. Флеров, И.М. Франк и многие другие.
Более пятидесяти лет, в течение которых в Дубне плодотворно сотрудничают ученые из многих стран мира, вместили в себя немало значимых событий. За эти годы в Дубне сделано около 50 научных открытий, вошедших в анналы научной истории. Научные успехи не только принесли Дубне всемирную известность, но и увековечили ее — в периодической таблице Д.И. Менделеева есть элемент, открытый в Дубне, имя которому «дубний». Дубненский машиностроительный завод и МКБ «Радуга» дали стране целую серию самолетов — от простых гидропланов до суперсовременных «СУ-29». В Дубне работает Центр космической связи. Ряд предприятий города занимаются разработкой и выпуском высокотехнологичной продукции в области приборостроения, электроники, спектрометрии и т.д. Высокий интеллектуальный потенциал, богатые научные традиции стали основой для создания в 1994 году университета «Дубна», который теперь является предметом особой гордости. |
|
| В 2001 году Дубне присвоен статус наукограда. В 2005 году в городе началось строительство Особой экономической зоны (ОЭЗ) технико-внедренческого типа, в рамках которой будут развиваться два основных направления: информационные и ядерно-физические инновационные технологии. Особая экономическая зона будет представлять собой два участка — по обоим берегам реки Волги. На левобережном участке площадью в 136 гектаров раскинется городок программистов — Российский центр программирования, а также жилой микрорайон на 10 тысяч жителей со всей соответствующей инфраструктурой. Правобережный участок ОЭЗ оборудуется под размещение промышленных производств для внедрения ядерно-физических технологий: это будет своего рода инновационный пояс вокруг Объединенного института ядерных исследований. Дубна сегодня — это около 70 тысяч жителей, почти 1,5 тысяч предприятий. Средний возраст жителей город — чуть более 30 лет. Наличие современной развитой инфраструктуры — торговых комплексов, медицинских центров, учреждений культуры и образования, спортивных сооружений — позволяет обеспечивать высокие стандарты жизни населения. Содержательна и разнообразна культурная и научно-просветительская жизнь наукограда. Дубна — традиционное место проведения различных конференций и симпозиумов. Теперь их устраивают тут не только физики, но и медики, политики, учителя, экологи. Дубна славится как город спортсменов. Спортом занимаются около 30% жителей. Здесь проводятся разнообразные спортивные соревнования (в том числе и международного уровня). |
Среди городов и районов северного Подмосковья Дубна занимает первое место по благоустройству. По статистике происшествий в Московской области обстановка в городе является одной из самых спокойных. Особенно нужно сказать об уникальной природе Дубны, которая по праву считается одним из самых зеленых городов России — уютным, комфортным для жизни. Современные многоэтажные кирпичные дома окружают целые лесные массивы; сосны и березы растут во дворах, среди институтских корпусов и даже на тротуарах. Удивительно живописны окрестности Дубны, пейзажи волжских берегов и рек Дубны и Сестры. Недалеко от города, в районе бывшей деревне Ратмино, расположен историко-ландшафтный заповедник. Здесь же находится построенная в начале XIX века церковь Похвалы Пресвятой Богородицы. В девяти километрах севернее города расположен аэродром «Борки» — учебно-тренировочная база Российского национального аэроклуба. |
|
Дубна — это уникальный город, где фундаментальная наука тесно связана с прикладной, где теоретические и конструкторские поиски воплощаются в реальные результаты, где есть прекрасные возможности для развития творческого и духовного потенциала людей и созданы комфортные условия для жизни. Сочетание большой науки, университетского образования и высокотехнологичных производств является залогом успешного развития наукограда Дубна в будущем.